Страница 1 из 7

Установка расширительного бачка

Добавлено: 09 сен 2014, 18:15
Аркадий
Возникло непреодолимое желание перевести ЗиЛ-157 на тосол. Пришлось устанавливать расширительный бачок.

1. Выбор расширительного бачка.
Максимальное изменение объема тосола (при изменении температуры от -30 до +110) составит 2,8 литра. С учетом объема верхней части радиатора и рабочего перепада температуры нужен расширительный бачок на 1-1,5 литра.
У бачка должен быть большой патрубок снизу и маленький в верхней части. Наличие датчика уровня приветствуется.
Я решил взять бачок от ВАЗ 08-09 (инжектор). С крышкой и датчиком уровня бачок обошелся около 300 руб.

2. Крепление бачка.
Единственное подходящее место - под капотом на переднем щите кабины. Пришлось перенести табличку с номерами машины.
Бачок закрепил двумя монтажными лентами, приклепав их к кабине. Свободные концы ленты стягиваются болтами М6.

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 09 сен 2014, 18:33
Аркадий
2. Подключение к нижней точке системы охлаждения.
В выходном патрубке радиатора есть металлическая вставка с краником для слива. Вместо краника вставил тройник и подключил и краник и штуцер. Резьба под краник - К1/4. Пришлось прогонять резьбу.
Диаметр штуцера на расширительном бачке - 19-20 мм. Тащить такой шланг под капотом сложно, да и не имеет смысла - диаметр штуцера, вставленного в патрубок радиатора 1/4" = 6,35 мм. Поэтому от патрубка радиатора до кабины проложил тонкий шланг (внутренний диаметр 10 мм), а на кабине состыковал с толстым шлангом (внутренний диаметр 19 мм). Конструкция получилась достаточно гибкой, чтобы отрабатывать все изгибы рамы при езде по неровностям.

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 09 сен 2014, 18:41
zheka73
Наконец-то :!: Спасибо за фото и описание... А с горловиной радиатора что?

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 09 сен 2014, 18:47
Аркадий
3. Подключение бачка к верхней точке системы охлаждения.
Для отвода из системы охлаждения воздуха и паров, верхняя точка радиатора должна быть соединена с верхней точкой расширительного бачка (тонкий патрубок).
Чтобы не снимать и не паять радиатор, в заливной горловине просверлил отверстие d=10,7 мм и нарезал резьбу К1/4". В отверстие вкрутил штуцер. С внутренней стороны закрепил его контргайкой. Выбрал резьбу К1/4" по двум причинам - а) в ЗиЛ все трубки либо К1/4" либо К3/8". б) коническая трубная резьба хорошо уплотняется.
Под штатную пробку радиатора подложил прокладку толщиной 8 мм из мягкой пористой резины.
На штуцер одел шланг с внутренним диаметром 6 мм. Шланг проложил по креплению радиатора. Закрепил хомутами.

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 09 сен 2014, 19:02
Аркадий
4. Подключение датчика уровня.

В бачке есть датчик уровня. Грех не задействовать. В моем ЗиЛе есть датчик предельной температуры ОЖ и на панели приборов для него есть лампочка. Чтобы не портить панель приборов, решил, что эта контрольная лампочка будет выполнять две функции - индикация предельной температуры или (и) индикация низкого уровня ОЖ.
На датчике уровня две клеммы. Одну подключил на массу, другую - на лампочку (можно было бы и под капотом вскрыть жгут и подключиться к проводу от датчика температуры, но мне показалось правильнее кинуть провод на щиток).

ВАЗовскую пробку бачка закрутил на 1/2 оборота - только, чтобы не сваливалась. ВАЗовское давление в системе охлаждения возможно больше ЗиЛовскго, да и клапана в этих пробках частенько заклинивает и бачки взрываются. Поэтому давление в моей системе охлаждения почти атмосферное.

Данная конструкция была опробована на воде при поездке в тайгу. Общий пробег - чуть больше 400 км, из них 70 по направлению. На последней фотографии уровень на следующий день после поездки.

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 09 сен 2014, 19:29
zheka73
Аркадий, спасибо ещё раз. Преккрасное и технологичное решение, считаю (без всяких паек и остального неуместного ремесленничества). Вопрос, для меня по крайней мере, актуальный. Скопирую, с твоего разрешения, в полном объёме. С уважением...

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 11 сен 2014, 23:07
Grunbau
Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 11 сен 2014, 23:14
Andrey
Grunbau писал(а):Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.
резонно,
в книжке писано 22 литра воды против 20 литров антифриза.
хотя само по себе мне понравилось сделанное решение с расширительным бачком.

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 11 сен 2014, 23:52
zheka73
Grunbau писал(а):Огород нагородили...Много лет ездию на тосоле(причем зимой...) бачек расширительный не нужен. Делаю так..заливаю по пробку,дальше нагреваю мотор до 90,лишний тосол сливаю через краник в канистру шлангом. И все.
И я так же езжу, и думаю многие... Только на доливку всё-равно тосол уходит, хотя и не подтекает ни где. Через пароотводную или ещё куда, не знаю. Нормально, в тему расширительный на 157. Более того можно и антифризу G11 или 12 заправить тогда. Потому что тосол такое дерьмо, всё поразъедает к ебеням всё в итоге. Антифриз половчее в этом плане и не жалко разово купить и залить... Гляньте на фотке у Аркадия цвет тосола в бачке. А это, походу, прокатился человек пару раз, только сделал. Я когда по весне на воду переходил обратно, так смотреть страшно, что вытекает с кранов,- а у меня новый мотор, не засратая ещё сост охл...

Re: Установка расширительного бачка

Добавлено: 13 сен 2014, 13:36
Свеаборг
Аркадий, а идёт ли струйка охлаждающей жидкости из верхнего отверстия в бачке на прогретом двигателе? В штатных системах с "прокачным" расширительным бачком она идёт постоянно.